|
|||||
|
|||||
Особенности коррекционного сопровождения ребенка.Еще вчера приоритеты были отданы диагностике уровня актуального развития и анализу причин, вызывающих трудности в учебной деятельности, то сегодня мы решаем задачу комплекного сопровождения таких детей.
Принципы в работе с проблемным ребенком:
Психолого-медико-педагогическог cопровождения включает в себя:
Но что особенно важно - так это сопровождение родителей проблемных детей с целью вооружения их системой знаний по отклоняющимся факторам в развитии ребенка. В течение 2-х лет комплексное сопровождение детей, имеющих речевые нарушения, осуществляют: ü воспитатели; ü логопед; ü психолог; ü муз.руководитель; ü изо.руководитель; ü инструктор по физ.воспитанию; ü старшая медсестра.
В центре внимания специалистов - ребенок, а вокруг него - те, кот обеспечивает благоприятные условия в семье - родители, кто реализует его особые образовательные потребности - педагоги; кто создает условия для адекватного восприятия учебных программ и корректирует отдельные составляющие развития - психологи, логопеды и др. узкие специалисты. * Практика коррекционной работы всех специалистов в рамках сопровождения определяется не правилом простого суммирования действий специалистов, но подчиняется определенной схеме и последовательности, что позволяет эффективно реализовывать принцип развивающе- коррекционной работы "В нужное время и в нужном месте", а также согласовывать индивидуальные действия разных специалистов в отношении одного и того же ребенка.
Координировать деятельность специалистов различного профиля позволяют разработанные комплексные программы коррекционной и реабилитационной направленности. Эта комплексная помощь имеет огромные перспективы для развития и внедрения инноваций в процесс сопровождения.
Перечень программного обеспечения комплексного сопровождения проблемного ребенка:
«Общеобразовательная программа для детей дошкольного возраста»
«Программа коррекционного воспитания и обучения детей с нарушениями речи»
"Коррекция внимания и формирование мнестических процессов у детей, с синдромом дефицита внимания, имеющих трудности в обучении";
"Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста";
"Коррекционно-развивающие занятия с детьми 5 - 6 лет в режиме подготовки их к школьному обучению";
"Развитие познавательных процессов в режиме системной коррекционной группы";
"Коррекционные и развивающие игры для детей с нарушениями речи";
"Логоритмика для детей дошкольного возраста";
"Коррекция застенчивости у детей 4 летнего возраста в условиях группы детского сада";
"Психологическое сопровождение гиперактивного ребенка дошкольного возраста"
"Коррекционные занятия с детьми 5 - 6 лет с повышенным уровнем тревожности";
"Формирование произвольной регуляции у детей 1-го и 2-го года обучения";
"Формирование базовой аффективной регуляции у детей старшего дошкольного возраста";
"Арт-терапия в работе с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы";
Перспективы комплексного сопровождения проблемных детей широки и многогранны они выходят на внедрение инновационных и альтернативных программ в практику деятельности специалистов сопровождения, предусматривают широкие диагностические срезы и поиск новых технологий в работе с проблемными детьми, позволяют соединить творческие усилия специалистов различных профилей в отношении детей, имеющих трудности в учебной и социальной адаптации.
ВЫВОДЫ:
Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса и в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач. Единообразие подходов к работе с детьми, преемственность в требованиях, а также в содержании и методах коррекционной, учебной и воспитательной работы, комплексность и многообразие средств развития речи и устранения ее недостатков, использование ведущего вида деятельности - залог успеха в работе. Условно этот процесс взаимодействия можно определить таким образом: с одной стороны, это оптимальная "логопедизация" учебных и внеучебных занятий, с другой - насыщение логопедических занятий общеразвивающим материалом, их "психологизация". Основными идеями, определяющими содержание взаимодействия педагогов, комплексность коррекционно-развивающей работы с детьми, работы по преодолению или предупреждению у дошкольников с нарушениями речи школьной дезадаптации, являются следующие: 1. Единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач. Принцип коррекционной направленности занятий и свободной деятельности детей. 2. Развивающий характер работы и формирование качеств личности ребенка. Принцип максимального выявления и использования резервов психического развития дошкольников. 3. Воспитание у детей интереса к занятиям, познавательной активности и самостоятельности. Опора на личный опыт детей. 4. Достижение успеха на каждом занятии как важнейшее средство стимуляции познавательной деятельности детей. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения на основе комплексной диагностики развития. Дифференцированный характер учебной деятельности детей на занятии с учетом их индивидуальной психологической готовности к нему. Индивидуализация темпов освоения детьми чтения и письма. 5. Строгая последовательность в работе. Систематичность в закреплении сформированных умений и знаний. Доведение умений до автоматизированных навыков на каждой ступени обучения. 6. Разнообразие и вариативность дидактического материала и приемов коррекционной работы учителя, логопеда, психолога. 7. Применение принципа деятельностного подхода, активное использование различных видов, особенно ведущего вида деятельности в общеразвивающих и коррекционных целях. 8. В логопедической работе все чаще использовать различные виды продуктивной и игровой деятельности, что позволяет ненавязчиво, опосредованно осуществлять коррекционное воздействие в интересной и увлекательной форме. Таким образом, коррекционно-развивающая работа с детьми в речевой группе многоаспектна, предполагает взаимодействие специалистов и носит комплексный характер.
ИТОГ Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями речи к школьному обучению. Опыт показывает, что выпускники нашего детского сада намного легче адаптируются к условиям школы, наиболее общительны, адекватно оценивают свою деятельность, умеют преодолевать возникающие трудности, не испытывают боязни перед публичным выступлением, наиболее успешны в обучении. |
|||||