Статьи для Вас

В помощь педагогу - Особенности коррекционного сопровождения ребенка.

Особенности коррекционного сопровождения ребенка.

Еще вчера приоритеты были отданы диагностике уровня актуального развития и анализу причин, вызывающих трудности в учебной деятельности, то сегодня мы решаем задачу комплекного сопровождения таких детей.

 

Принципы в работе с проблемным ребенком:

 

  • комплексность
  • стереоскопичность
  • целостность

 

Психолого-медико-педагогическог cопровождения включает в себя:

 

  • диагностику уровня психического и интеллектуального развития;
  • индивидуально-ориентированное консультирование и рекомендательную помощь;
  • проведение комплекса реабилитационных мероприятий;
  • организацию коррекционных и развивающих занятий.

 

Но что особенно важно - так это сопровождение родителей проблемных детей с целью вооружения их системой знаний по отклоняющимся факторам в развитии ребенка. В течение 2-х лет комплексное сопровождение детей, имеющих речевые нарушения, осуществляют:

ü  воспитатели;

ü  логопед;

ü  психолог;

ü  муз.руководитель;

ü  изо.руководитель;

ü  инструктор по физ.воспитанию;

ü  старшая медсестра.

 

В центре внимания специалистов - ребенок, а вокруг него - те, кот обеспечивает благоприятные условия в семье - родители, кто реализует его особые образовательные потребности - педагоги; кто создает условия для адекватного восприятия учебных программ и корректирует отдельные составляющие развития - психологи, логопеды и др. узкие специалисты. * Практика коррекционной работы всех специалистов в рамках сопровождения определяется не правилом простого суммирования действий специалистов, но подчиняется определенной схеме и последовательности, что позволяет эффективно реализовывать принцип развивающе- коррекционной работы "В нужное время и в нужном месте", а также согласовывать индивидуальные действия разных специалистов в отношении одного и того же ребенка.

 

Координировать деятельность специалистов различного профиля позволяют разработанные комплексные программы коррекционной и реабилитационной направленности. Эта комплексная помощь имеет огромные перспективы для развития и внедрения инноваций в процесс сопровождения.

 

Перечень программного обеспечения комплексного сопровождения проблемного ребенка:

 

«Общеобразовательная программа для детей дошкольного возраста»

 

«Программа коррекционного воспитания и обучения детей с нарушениями речи»

 

"Коррекция внимания и формирование мнестических процессов у детей, с синдромом дефицита внимания, имеющих трудности в обучении";

 

"Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста";

 

"Коррекционно-развивающие занятия с детьми 5 - 6 лет в режиме подготовки их к школьному обучению";

 

"Развитие познавательных процессов в режиме системной коррекционной группы";

 

"Коррекционные и развивающие игры для детей с нарушениями речи";

 

"Логоритмика для детей дошкольного возраста";

 

"Коррекция застенчивости у детей 4 летнего возраста в условиях группы детского сада";

 

"Психологическое сопровождение гиперактивного ребенка дошкольного возраста"

 

"Коррекционные занятия с детьми 5 - 6 лет с повышенным уровнем тревожности";

 

"Формирование произвольной регуляции у детей 1-го и 2-го года обучения";

 

"Формирование базовой аффективной регуляции у детей старшего дошкольного возраста";

 

"Арт-терапия в работе с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы";

 

 

Перспективы комплексного сопровождения проблемных детей широки и многогранны они выходят на внедрение инновационных и альтернативных программ в практику деятельности специалистов сопровождения, предусматривают широкие диагностические срезы и поиск новых технологий в работе с проблемными детьми, позволяют соединить творческие усилия специалистов различных профилей в отношении детей, имеющих трудности в учебной и социальной адаптации.

 

 

ВЫВОДЫ:

 

Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса и в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач.

Единообразие подходов к работе с детьми, преемственность в требованиях, а также в содержании и методах коррекционной, учебной и воспитательной работы, комплексность и многообразие средств развития речи и устранения ее недостатков, использование ведущего вида деятельности - залог успеха в работе. Условно этот процесс взаимодействия можно определить таким образом: с одной стороны, это оптимальная "логопедизация" учебных и внеучебных занятий, с другой - насыщение логопедических занятий общеразвивающим материалом, их "психологизация".

Основными идеями, определяющими содержание взаимодействия педагогов, комплексность коррекционно-развивающей работы с детьми, работы по преодолению или предупреждению у дошкольников с нарушениями речи школьной дезадаптации, являются следующие:

1. Единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач. Принцип коррекционной направленности занятий  и свободной деятельности детей.

2. Развивающий характер работы и формирование качеств личности ребенка. Принцип максимального выявления и использования резервов психического развития дошкольников.

3. Воспитание у детей интереса к занятиям, познавательной активности и самостоятельности. Опора на личный опыт детей.

4. Достижение успеха на каждом занятии как важнейшее средство стимуляции познавательной деятельности детей. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения на основе комплексной диагностики развития. Дифференцированный характер учебной деятельности детей на занятии с учетом их индивидуальной психологической готовности к нему. Индивидуализация темпов освоения детьми чтения и письма.

5. Строгая последовательность в работе. Систематичность в закреплении сформированных умений и знаний. Доведение умений до автоматизированных навыков на каждой ступени обучения.

6. Разнообразие и вариативность дидактического материала и приемов коррекционной работы учителя, логопеда, психолога.

7. Применение принципа деятельностного подхода, активное использование различных видов, особенно ведущего вида деятельности в общеразвивающих и коррекционных целях.

8. В логопедической работе все чаще использовать различные виды продуктивной и игровой деятельности, что позволяет ненавязчиво, опосредованно осуществлять коррекционное воздействие в интересной и увлекательной форме.

Таким образом, коррекционно-развивающая работа с детьми в речевой группе  многоаспектна, предполагает взаимодействие специалистов и носит комплексный характер.

 

 

 

ИТОГ     Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями речи к школьному обучению. Опыт показывает, что выпускники нашего детского сада намного легче адаптируются к условиям школы, наиболее общительны, адекватно оценивают свою деятельность, умеют преодолевать возникающие трудности, не испытывают боязни перед публичным выступлением, наиболее успешны в обучении.









 
 


Яндекс цитирования